Доступная среда Печать

Особенности приема лиц с ОВЗ

Федеральным законом от 01.05.2017 N 93-ФЗ исключено требование о наличии заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях

 

Документы

Особенности проведения вступительных испытаний и организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Прием документов проводится в здании филиала университета, аудитории 104 и каб. 110 филиала Байкальского государственного университета, расположенном по адресу г.Братск, ул. Карла Маркса, 14, оборудованном специализированными техническими средствами (места, обеспечивающие возможность парковки автотранспортных средств инвалидов, вход в здание, оборудованный пандусом с поручнями, доступность путей движения, обеспеченная шириной коридоров и дверных проемов).

Сроки приема документов для лиц с ОВЗ, претендующих на квоту:

  • для лиц, имеющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 26 июля;
  • для лиц с ОВЗ, не имеющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 10 июля.

В филиале университете для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано сопровождение сотрудниками службы сопровождения (волонтеры).

В ауд. 104 и каб. 110 организованно рабочее место для приема документов и консультаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По желанию можно получить консультацию профориентолога в этом же кабинете.

Вход в ауд. 104 возможен со стороны парковки и оборудован специальным пандусом.

В случае возникновения вопросов, обращайтесь к ведущиму менеджеру приемной комиссии Шуматбаевой Татьяне Павловне, тел. 8-3953-46-64-34, внутренний 124, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Возможен прием документов по почте. Почтовый адрес для направления документов, необходимых для поступления: 665719, г.Братск, ул. Карла Маркса, 14, приемная комиссия.

Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете организуется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Организационно-педагогическое сопровождение в университете реализуется специалистами учебного отдела, а также специалистами отдела по воспитательной работе и направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений и т.д.

В филиале университета может быть организована система довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. При обращении в филиал для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями каждому разрабатывается индивидуальный учебный план, учитывающий его особенности. При этом в образовательно-реабилитационную программу предусматривается включение двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

Профессиональная ориентация в филиале университета проводится для осознанного и адекватного профессионального самоопределения каждого абитуриента-инвалида. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.

Особое внимание при проведении профориентационной работы сотрудник приемной комиссии уделяет подбору одной или нескольких профессий, или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационная дополнительная образовательная программа, реализуемая как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий, профориентационное тестирование, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, в том числе организация специальной «горячей» телефонной линии, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, профессиональные пробы, олимпиады и конкурсы.

С целью повышения качества проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, улучшения координации работы всех заинтересованных организаций Университетом заключены соглашения о сотрудничестве со следующими организациями: Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Некоммерческое партнерство-фонд «Национальные образовательные программы», Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Министерство по молодежной политике Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение «Центр профилактики наркомании». 

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В филиале университета разработан необходимый комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию приема и образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Положения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об организации образовательного процесса, ГИА и др.).

В приемной комиссии, учебно-методическом отделе, деканатах, организована работа по ведению специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с письменного согласия этих лиц собираются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья размещена на сайте Университета в разделе Инклюзивное образование.

При разработке индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в вариативную часть образовательной программы могут быть включены специализированные адаптационные дисциплины.

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

Филиал университета обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин определяется при формировании индивидуального учебного плана, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках перехода на стандарты ФГОС 3++ в настоящее время идет работа по адаптации всех реализуемых образовательных программ.

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом индивидуальных особенностей.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся определяется индивидуальным графиком прохождения практики с учетом особенностей студента.

Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в соответствующих положениях.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями обучаются в университете по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения возможны различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

В филиале университета предусмотрена возможность использования технологических средств дистанционного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Подбор и разработка учебных материалов при обучении с использованием дистанционных технологий производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.

 

 

 

Обеспечение доступа в здания университета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Оборудование учебных кабинетов, объектах для проведения практических занятий, о библиотеках, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практических занятий, библиотеки, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • 103 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 104 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 105 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 110 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 114 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 115 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)- аудитория лекционного типа; семинарского типа; текущего контроля и промежуточной аттестации
  • 106 (665719, Россия, Иркутская обл., г. Братск, ул. Карла Маркса, 14)-  библиотека

Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов.

 

 

Электронно-образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с ФГОС университет обеспечивает функционирование электронной информационно-образовательной среды, в которую включаются: официальный сайт университета, файловые ресурсы локальной сети, электронный библиотечный каталог, специализированные автоматизированные рабочие места (АРМы) студентов, преподавателей и сотрудников, электронные библиотечные системы.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам (аннотациям) дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и другим электронным изданиям, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося (ВКР, научные работы, доклады и др.), рецензий на эти работы и их оценок со стороны любых участников образовательного процесса;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде университета.

В 2021/2022 учебном году в филиале БГУ в г. Братске обучается 0 студентов с инвалидностью. 

Доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов очной формы обучения составляет 0%.

Значительное внимание в БГУ уделяется информационному обеспечению воспитательной и внеучебной деятельности: официальный сайт БГУ (http://bgu.bratsk.ru).

 

 

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В филиале имеются учебные аудитории для коллективного и индивидуального обучения, позволяющие представлять учебную информацию инвалидам и лицам с ОВЗ. Частично оборудованы компьютерные места для инвалидов и лиц с ОВЗ. Компьютерные классы, а также компьютеры читального зала оснащены операционной системой Windows с возможностью использования специальных возможностей для лиц с ОВЗ (экранная лупа, экранная клавиатура, настройка высокой контрастности).

В филиале обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.
Территория филиала соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Доступность путей движения, обеспечивается наличием контрастных наклеек на дверях и противоскользящих контрастных лент на лестницах, выделением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.
В здании университета обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (обеспечивается наличием пандуса, распашными дверями). Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве университета включает визуальную, а именно системы вызова помощи.
Для маломобильных студентов оборудованы доступные туалетные кабины.
В университете организована система сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий, а именно, звуковые маяки, системы вызова помощи.
Учебные корпуса филиала оборудованы расширенными дверными проемами.
При входе в учебные корпуса отсутствуют лестницы, подъемы и иные ограничения. Вход в приемную комиссию оборудован пологим пандусом для доступа абитуриентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В корпусах имеется доступ к столовой, санитарно-гигиеническим помещениям.

Основные характеристики архитектурной доступности:
  • доступные входные группы (1, 2 корпус);
  • входной пандус (1, 2 корпус);
  • доступные санитарно-гигиенические помещения (1, 2 корпус).

Для обучаемых с нарушениями слуха предусмотрены переносная индукционная система, для обучаемых с нарушением зрения – видео увеличители, накладки на клавиатуру компьютера со шрифтом Брайля, созданы диски с курсом лекций, методическими указаниями со специальным программным обеспечением. В читальном зале библиотеки филиала для работы студентов инвалидов с литературой имеется ручной увеличитель.

Для слабовидящих разработана версия официального сайта университета.
Разработаны и утверждены паспорт доступности объекта филиала, а также План мероприятий «Дорожная карта» ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

 

 

Объекты спорта, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университет устанавливает особый порядок освоения дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

Для полноценного занятия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой в филиале университета возможно создание группы здоровья.

Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия в специальных (медицинских) группах с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

 

 

Условия питания обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Университет располагает одним помещением для организации питания и одним кабинетом медицинского обслуживания студентов и сотрудников

 

Буфет оборудован расширенным дверным проемом. Размер барных стоек, столов адоптирован для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для оказания экстренной медицинской  и профилактической помощи, а также обслуживания студентов в филиале университета работает медицинский пункт с персоналом: врач-терапевт, медицинская сестра. Кроме этого сотрудники филиала университета могут получать консультации определенных специалистов на основании договора с медицинским учреждением (здание МОУ СОШ №42 по адресу: г. Братск ж.р. Центральный, ул. Крупской 39).

 

 

Информация о наличии общежитий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Общежитий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет.

 

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет.